Тренинги социальных навыков и ассертивности

Ассертивным является самоутверждаюшее поведение, которое позволяет без неуверенности и агрессии отстаивать свои интересы. Антиподы ассертивности — с одной стороны, пассивность и неуверенность, легко переходящие в заискивание, а с другой стороны — агрессивность.

Основные характеристики пассивных и неуверенных лиц:

  • Пренебрежение собственными правами и позволение другим их нарушать (пренебрежение собой).
  • Не просят того, чего хотят, надеются, что другие сами до­гадаются, что им нужно, сокрытие своих потребностей и чувств.
  • Их игнорируют.
  • Их гораздо больше волнует то, чтобы к ним сохраня­лось хорошее отношение, чем то, как они могут достичь же­лаемого.
  • Считают себя гораздо слабее, чем они есть на самом деле.
  • Жалуются окружающим, но не тому, от кого зависит ре­шение проблемы.
  • Обычно они не получают того, чего хотят.

Основные характеристики агрессивных лиц:

  • Хотят победить любой ценой, при этом им все равно, любят их или нет (пренебрежение другими).
  • Доминируют над другими, упрекают. Рассматривают си­туацию в категориях «Я выиграю, ты проиграешь (Я-ОК, ты не ОК)».
  • Пользуются всеми средствами для достижения желае­мого, вплоть до насилия.
  • Относятся к окружающим враждебно.
  • Кричат, угрожают, не слушают окружающих.
  • Требуют того, чего хотят, предъявляют претензии.
  • Люди обычно боятся и не любят их.
  • Часто добиваются того, чего хотят.

Основные характеристики ассертивных лиц:

  • Отдают себе отчет в своих чувствах, знают свои сильные и слабые стороны, ясно выражают свои чувства.
  • Позитивно относятся к себе и к окружающим. Позитивно формулируют то, чего хотят.
  • Если хотят что-либо изменить, уверенно, четко, ясно и коротко формулируют, то чего хочется.
  • Считают, что окружающие в большинстве случаев не со­бираются навредить.
  • Говорят людям, когда не нравится их поведение, но сохраняют атмосферу дружеского диалога и придерживаются этикета.
  • Если люди ведут себя не так, как следовало бы, помога­ют им понять, как действовать иначе.
  • Хотят, чтобы «победили» обе стороны, если это возможно.
  • Хвалят все, достойное поощрения.
  • Стремятся, к тому, чтобы их любили, но не в ущерб соб­ственным интересам. Их обычно любят, им симпатизирует большинство разумных людей.
  • Что бы ни происходило, стремятся настаивать на своем.
  • Понимают, что негативные чувства уменьшают вероят­ность удовлетворения даже справедливых требований. От­носятся к своим действиям как к игре, тренировке.
  • Довольны своим поведением и не испытывают угрызе­ний совести.
  • Обычно достигают того, чего хотят.

64891066Технология тренинга ассертивности

Проводится индивидуально и в группах. Группы, как пра­вило, структурированы, а руководитель является моделью. Основная техника — репетиция поведения. Вначале проигрываются относительно несложные ситуации просьбы или отказа, далее более трудные. На занятии опробуется один фрагмент поведения. Анализируются переживания агрессии, уверенности и неуверенности в воспроизведенном фрагменте. Последовательность такова:

  1. Пациенту следует проанализировать свое поведение.
  2. Пациент должен следить за своей способностью настаивать на своем. Рекомендуется завести специальную тетрадь.
  3. Сосредоточиться на какой-нибудь одной неприятной ситуации. Следует как можно отчетливее представить все детали, не исключая своих эмоций, до и после инцидента.
  4. Далее пациенту необходимо обдумать свою реакцию с точки зрения техники ассертивного поведения (взгляд, положение тела, жесты, выражение лица, тон голоса, занятое время, плавность речи, смысл сказанного). Зафиксировать внимание на деталях, свидетельствующих о неуверенности или агрессивности.
  5. Рассмотреть, как с подобной ситуацией можно справиться успешнее, понаблюдать за человеком, который справля­ется с ней очень хорошо.
  6. Рассмотреть альтернативные варианты.
  7. Пациенту надо вообразить, что он снова оказался в той же ситуации и репетировать до тех пор, пока он не найдет оптимальный образ действий. Важно наметить несколько ва­риантов своего поведения.
  8. Оценка и самоконтроль. Акцент делается на позитивных моментах поведения.
  9. Корректировка поведения.
  10. Испытание в условиях реальной ситуации.

Основные навыки ассертивного поведения

Позитивное отношение к себе.

Для этого требуется:

  • Говорить с собой позитивно. Избегать ругани и обвинений
  • Быть вежливым и добрым с самим собой. Мысленно про­сматривать «фильмы» своих успехов.
  • Проводить время с людьми, которые тебя понимают и любят.
  • Не брать на себя нереальных обязательств.
  • Награждать себя за достижение успехов.
  • Принимать похвалу и комплименты.

Позитивное отношение к другим.

Для этого необходимо:

  • Не забывать свою цель и стремится определить, что нужно другому.
  • Использовать утверждения, а не вопросы.
  • В данный момент обсуждать только одну проблему.
  • Говорить то, что думаешь, не извиняясь и не оправдываясь.
  • Не обманывать людей и не уклоняться от разговора.
  • Не описывать действительности за других, но и не позволять им делать этого за себя.
  • Искренне радоваться, когда их оценили, с благодарностью принимать внимание и оценку окружающих.

Умение справиться с конфликтной ситуацией.

Для этого следует:

  • Найти соответствующую позу, выражение лица, инто­нацию.
  • Искать золотую середину, общие интересы, то, что объе­диняет, стремиться договориться, избегать установки на то, что кто-то обязательно должен проиграть.
  • Вести дискуссию спокойно и контролировать ее ход.
  • Придерживаться своего мнения.
  • Быть готовым поступиться мелочами.
  • В крайнем случае, использовать технику «заезженной пластинки».

Реагирование на критику.

Тренируются следующие компоненты:

  • Согласиться со справедливой критикой в свой адрес.
  • Извиниться за допущенные промахи. Достаточно про­сто сказать: «Извини!».
  • Как можно быстрее завершить дискуссию на тему со­вершенного прегрешения. Предложить выход из положения и, по возможности, поскорее осуществить задуманное.
  • В случае несправедливой критики не падать духом. Следует простить несовершенному оппоненту выпады.

Техника отказа от предложения употребить ПАВ.

Проводится ролевой тренинг нескольких вариантов:

  • Первый вариант. Идентифицировать себя как нормальную личность. Ясно и четко обозначить личностную позицию: «Я не пью», («Я не употребляю наркотики») «Я завязал», «Я не собираюсь начинать».
  • Второй вариант отказа — с пониманием позиции партнера и раскрытием перед ним — подходит для ограниченного числа хорошо знакомых людей.

Третий вариант. Коммуникация из других личностных статусов

Поделиться в соц. сетях

0

Оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*